среда, 19 августа 2020 г.

Моя ягода...


    Детство. Лето. Утро... Лучи солнца проникают сквозь закрытые ставни.., звуки  посуды на кухне, где над плитой "колдует" бабушка. Встаёшь, надеваешь ситцевое платье и выходишь на крыльцо..
Дальше твой путь лежит в дальний угол двора... По дороге непременно погладишь кошку Мурку и прикрикнешь на щенка Чапу, который от радостной встречи пытается испачкать лапами твой чистый вид (с утра у детей он всегда чистый:))) Но есть еще одна "преграда", которая не пропустит тебя дальше...




    Ты приближаешься к ней.., наклоняешь ветку, собираешь в ладонь и живо отправляешь в рот горсть сладких ягод. Тянешься к другой ветке, третьей и... забываешь, куда шёл:)



    Вернее, ты помнишь (организм не дает тебе забыть:), но переминаешься с ноги на ногу и думаешь, ну вот еще чуть-чуть, ещё эту ягодку сорву... И так может пройти и полчаса, и больше, пока бабушка не начинает тебя искать и звать на завтрак.  И ты вся с чернильными от ягод ладонями и губами  возвращаешься к дому...



     Поставьте передо мной тарелки с вишней, малиной, смородиной, крыжовником, шелковицей... и рука моя потянется к... шелковице:) Это о ней мои детские воспоминания, которые по сей час каждый летний день всплывают передо мной, как только я подхожу к своему тутовому дереву.



    В то далекое уже время, когда детская память держит лишь обрывки событий, часто всей семьёй мы ходили в посадку на краю посёлка за шелковицей. У каждого из нас было своё любимое (вкусное) деревце...
    Моё - было на склоне пригорка и, поднявшись на вершину его, можно было дотянутся до сладкой верхушки... Однажды бабушка выкопала среди них одно молодое деревце и посадила во дворе... Это я сейчас знаю, что тутовник бывает однодомным и двудомным растением и обильно плодят однодомные (женские) деревья. А тогда моя вообще неграмотная бабушка выкопала саженец наугад, и ей повезло с "женщиной".
   Так в нашем саду поселилось первое тутовое дерево. Щедрое, раскидистое и  неприхотливое. Сейчас я лакомлюсь его "дочкой". Птицы разнесли семена по всему двору, и одно проросло рядом с абрикосом, бабушка оставила росток. Оба эти дерева разрослись стволами и сейчас они стоят прямо в обнимку.

   Люблю шелковицу очень-очень!!! Ем её по килограмму в день. Необычайно плодовитое дерево. И наслаждаюсь ею, заметьте, с конца мая до середины августа. И даже вчера горсть  последних ягод удалось собрать. Прощаю ей всё:)!!!, и "шелковичный" маникюр:) и  испачканные,трудно отмывающиеся ладони и губы, и  то, что постоянно нужно подметать под деревом и тщательно вытирать обувь, отходя от него, и то, что упавшая за шиворот платья ягода обеспечит меня дополнительной порцией стирки:) Всё,всё прощаю!!! Потому что безумно люблю! И скучаю по ней все остальные девять с половиной месяцев в году.


     В детстве бабушка варила из неё варенье, делала наливку. Я предпочитаю её в свежем виде. Каждый мой летний завтрак в течении двух с половиной летних месяцев выглядит ритуалом - тарелка творога и в два раза больше тарелка с шелковицей:))


   Кстати, на фото моя любимая винтажная посуда из стекла цвета карамели. О ней я тоже, наверное, могу написать Оду:))) На скорую руку сделала несколько фото посуды, которая в обиходе последние дни. Салатники и пиалы, вазы и фруктовницы, графин (увы, на сегодня внутри графина не наливка из шелковицы:) и набор фужеров, а также мои любимые кувшины. В стеклянной посуде, на мой взгляд, вперёд выступает ее наполнение. И сквозь стекло есть бóльшая возможность заметить и оценить скатерть:), особенно когда столик небольшой, а посуды на нём много.















     В конце сезона я непременно обнимаюсь с тутовым деревом. Не стала просить чтобы меня запечатлели на телефон за этим действом, это для меня почти интимно, но оставлю здесь на память вот такую фотографию.


Фомка нежится в лучах августовского солнца под кроной  шелковицы. Весь в солнечных зайчиках:)  И не боится испачкаться. Присмотритесь, вся земля вокруг него (и под ним:) усыпана ягодами:))


Вот такая Ода шелковице получилась!:) Ягоде, которую вы не встретите на полках супермаркетов. Промышленное производство плодов шелковицы затруднено высокорослостью деревьев и трудностями сбора урожая. Ко всему, плоды тутового дерева легко мнутся и это не позволяет транспортировать ягоду. Она культивируется только садоводами-любителями. Поэтому - только  ручная сборка и продажа небольшим количеством на рынках в пределах её ареала произрастания. 




18 комментариев:

  1. Валя, если честно, никогда не читала такого трогательного рассказа о ягодах...
    Спасибо:)
    ...Очень понравилась скатерть:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, то, что с тобой с самого детства и наполнено в прямом смысле сладкими:) воспоминаниями всегда трогает душу.Рада, что и до твоей души это прильнуло.
      Скатерть тоже из "спасенных":), гладь белым по белому и кант из филейного вязания мою душу,ой, как тронули...

      Удалить
  2. Валя, ты очень романтичная душа! О чем бы не писала, все ода выходит! О шелковице, раритетной скатерти или винтажной посуде, о цикламенах и т.д... Ну настолько читать приятно и трогает до слез) У меня муж вырос в шелковичном городке, тоже посадил деревце на даче. В этом году она не плодоносила почему-то) А в его городке Мерефе в окрестных посадках, куда и мы как-то ездили на машине за шелковицей, теперь уничтожаются деревья шелковицы. Почему? Не понимаю...
    У нас через пару домов во дворе росла шелковица, все дети там паслись все лето, особенно подружка Алиски. Так вот какая-то добрая душа дерево срубила. Дети долго переживали...
    Да, шелковица ну очень вкусная. Она ведь безумно сладкая. После нее , правда, за вышивку какое-то время не возьмешься)))))

    ОтветитьУдалить
  3. Светочка, спасибо! Это ты меня вдохновила на этот пост, своей ягодкой:) Да, жаль что исчезает вокруг нас эта ягода:( Посадки за городом и у нас все вырубили, без разбора, на дрова...
    Передавай привет от меня своей шелковичке:) и пожелания хорошо себя вести:),плодить обильно!

    ОтветитьУдалить
  4. Как чудесно, тепло написано, Валя! Детство. Лето. Утро. Лучи яркого солнца... Я точно так же помню свое детство у бабушки. Только у ней не было ставень и солнце утром было ослепительным сразу, как только глаз приоткроешь, и - солнце!! Вот ты написала про ставни и я сразу поняла, что, да у всех были ставни и у нас в доме,а у ней нет))) А потом я шла на клубничную грядку))) А шелковицу пробовала несколько раз, когда приезжала на юг. Вы, наверное не говорите так - поехать на юг)) Вы же и так на юге))) Фомка просто лапочка - спать на земле среди ягод!!))) вот у кого можно поучиться жизни!))) И коллекция посуды у тебя классная! Я тоже помню такие тарелочки!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо,Светочка! Я так редко встречаю сейчас окна со ставнями, даже в старых домах.., они разрушаются и их уже не реставрируют, а попросту снимают. Увы, и мамин дом сейчас уже без них:(
    Помню, однажды на Волге мне встретилась одна женщина, которая полюбила, будучи в командировке, мой город за диковинку для нее:), иду, говорит по центру города и прямо на проспекте шелковица растет:)
    А Фомке мы говорим:"Дурачок ты,что шелковицу не ешь:)))"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ха! Дурачок?!! Зато он может позволить себе в ней спать!!)))

      Удалить
  6. Ой, девочки, прямо окружили воспоминаниями...)
    Помню-помню шелковицу, большую, раскидистую по дороге к нашему "морю", мы летом регулярно "задерживались" у неё, а потом - купаться! Но, если честно я больше всего люблю абрикосы, каждый сезон просто наедалась ими, как ты Валюша, шелковицей.
    Видишь, как бабушка заботилась о внуках, вкусняшки от матушки-природы им готовила... Светлая ей память! Люди умирают, а дела их живут...
    И окошки со ставнями помню из детства, у нас у многих были именно такие, я любила их летом красить, тогда дом становился будто бы обновлённый, с широко распахнутыми глазами))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Абрикосы само собой, Наташенька!:) Плохо только,что они всего недели 3-4
      Ой,ставни красить это было интересное занятие, я тоже любила:)
      Чаще шелковицу "сеят" птицы и будем благодарить их!:)

      Удалить
  7. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  9. Я так очень рада перечитал єто взпоминание.В голове я пошла в моё детство.Я уже забила єто.Взпоминаю что у бабушки на деревне была шелковица(?),но белая.Уже єто уже очень давно.Єто было на Югу Моравы(близ города Годонин).Єто самой тёплой регион.Перекрасно написано-как поезия.
    Привет из Чехии Ева

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Ева! Рада новым читателям!
      Это прекрасно - возвращаться воспоминаниями в самое счастливое детское время.
      Белая шелковица у нас реже встречается, чем черная. Говорят,она слаще. Если черная как мед,то с чем же сравнить белую?:)

      Удалить
  10. Ох, сколько же её было съедено в детстве, это же ужас) по лестнице на крышу гаража и только успевай в рот закидывать)
    А в России её нет, ну или по крайней мере мне не попадалась(

    ОтветитьУдалить
  11. Ой, если сложить все съеденые кг. то испугаться можно от цифры результата:))
    Да, может еще на юге России она встречается, а ближе Москве - нет:(
    Приезжай,Валюша, на шелковицу!:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. с удовольствием бы... да жизнь нынче, сама видишь... А за приглашение спасибо, при первом удобном случае - воспользуюсь!)

      Удалить
  12. Валентина, очень душевный рассказ, я не знала о такой ягоде. С большим интересом читала пост! Очень красивая посуда и скатерть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой,Сашенька, как бы я хотела угостить тебя шелковицей!
      Если когда-нибудь судьба закинет тебя на родину твоей прабабушки обязательно ты встретишь это дерево, оно тебя само найдет:) Я так очень хочу:)

      Удалить